МДОУ №20 "Колосок" (корпус 13,14)

проект ФГОС

Проект

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1

Проект

Оглавление

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.....................................................................................3

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

.......................................9

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ....................................................................................................................................17

Требования к психолого

-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования................................................ 18

Требования к развивающей предметно

-пространственной среде ................................. 23

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

................................................................................ 26

Требования к материально

-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования................................................ 27

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

................................................................................ 27

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

.....................................................................................................31

2

Проект

I

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее –Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее –Организация).

Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.

2.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт отражает согласованные социально

-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

При разработке Стандарта учтены:

особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

3.

Стандарт утверждает основные принципы:

3

Проект

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

4.

Стандарт преследует следующие цели:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

5.

Стандарт решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

4

Проект

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

6.

Стандарт является основой для:

разработки и реализации Программы;

разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее

–Примерные программы);

разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

5

Проект

формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно

-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

7.

Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально

-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно

-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, 6

Проект

администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

8.

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ1. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее –группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации

2.

9.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования3.

10.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

к структуре Программы;

1

Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

2

За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов.

3

Закон РФ «Об образовании», ст. 95. 7

Проект

к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого

-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

11.

Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка. 8

Проект

II

. ТРЕБОВАНИЯКСТРУКТУРЕОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого

-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.

2.

Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

3.

Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

коммуникативно

-личностное развитие;

познавательно

-речевое развитие;

художественно

-эстетическое развитие;

физическое развитие.

4.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

предметно

-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

9

Проект

5.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные

4 программы, методики, формы организации образовательной работы.

6.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, –не более 40%.

7.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

1)

Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

целевые ориентиры.

4

Парциальная программа –программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. 10

Проект

2)

Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

развития специфических видов деятельности;

становления первичной ценностной ориентации и социализации;

развития первичных представлений;

коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.

3)

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы.

Требования к разделам основной образовательной программы

Целевойразделосновнойобразовательнойпрограммы

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации основной образовательной программы;

значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

Содержательныйразделосновнойобразовательнойпрограммы

Содержательный раздел Программы должен включать:

11

Проект

цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Обязательнаячасть

основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно

-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития –должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

12

Проект

двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

восприятия художественной литературы и фольклора;

элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

ЧастьПрограммы формируемаяучастникамиобразовательныхотношений

составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. 13

Проект

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержаниекоррекционнойработы

и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее –детьми с ОВЗ).

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей

-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

14

Проект

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей

-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

Организационныйразделосновнойобразовательнойпрограммы

Организационный раздел Программы должен включать:

характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

способы и направления поддержки детской инициативы;

15

Проект

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

8.

Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

9.

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

16

Проект

III

. ТРЕБОВАНИЯКУСЛОВИЯМРЕАЛИЗАЦИИОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯТребования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

обеспечивает эмоциональное и морально

-нравственное благополучие воспитанников;

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно

-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

17

Проект

Требования к психолого

-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

1.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого

-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия

5;

построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

5

Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9. 18

Проект

2.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

3.

Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

4.

В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики6 (или мониторинга).

Участие ребёнка в психолого

-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого

-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

6

Психолого-педагогическая диагностика –оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. 19

Проект

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

5.

Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации.

Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей

-инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1)

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

создания позитивного психологического и морально

-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-
27 ноября 2013 в 22:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.